КООРДИНАТОР СПАСРАБОТ. НАЧАЛО
Мой первый опыт участия в лесных поисках пришёлся на жаркий сентябрь 2023-го, самый разгар ягодно-грибного сезона, когда люди теряются в лесах Ленобласти ежедневно. И напоминал этот опыт «вертикальный взлет»: от первого выхода в лес «третьим номером» - до первого найденного и его коллективной эвакуации. Однако на протяжении всех этих горячих сентябрьских недель меня не покидала одна мысль: самые героические герои здесь не мы, едущие в лес, в ночь, в болота и буреломы – а те, чей титанический труд не заметен со стороны и не попадает обычно в пафосные репортажи СМИ о работе спасателей: наши руководители и координаторы поисково-спасательных работ. Именно их жесткий сезонный «марафон» - в городе, на телефоне и за компьютером – обеспечивает спасение жизней заблудившихся, успешную работу поисковых групп в лесу и безопасность самих спасателей.
Руководитель поисково-спасательных работ (РПСР) – тот человек, который во время дежурства занимается собственно ведением поисковых случаев (в сезон – одновременно нескольких). Он строит и проверяет версии случившегося, выдаёт задачи отправленным в лес группам, часто – выводит потерявшихся по телефону… И работающий с ним в паре координатор (КПСР), решающий целый «букет» самых разнообразных задач: от приема заявок на поисковые работы и взаимодействия со всеми структурами, ведущими поиск - до логистики самих наших поисковых групп. Это координатор подбирает, кто из нас с кем поедет в лес в каждом случае, по команде руководителя спасработ высылает группы, обеспечив необходимым снаряжением, бдит за нами на маршруте. И он не успокоится, пока от каждого из вернувшихся с поиска спасателей не придёт сообщение: «Я дома». Невидимый миру подвиг, когда во время дежурства порою нет возможности не только поспать, но даже перекусить!..
Интересно, а я бы так смогла? Ну, до руководителя спасработ я, пожалуй, вряд ли дорасту – а вот координатором стать можно было бы попробовать! Смущает, правда, то, что курс обучения координаторов продолжителен по времени, а я иногородняя. Зависнуть в Петербурге на месяц, подвинув дела и семью, не так-то просто. И еще: «понаех» объективно хуже местных знает город и область – территорию, с которой предстоит работать. Но я же обучаемая? Да и немаленький жизненный и профессиональный опыт (работы с людьми, организаторства, «многозадачности» и т.д.) можно было бы «применить в дело». И я решилась…
КАК МЫ УЧИЛИСЬ
И вот первые занятия курса. От объема и сложности информации слегка пухнет голова: надо как-то уложить в нее, какие структуры (подразделения, штатные формирования, отряды добровольцев…) занимаются в Ленобласти и Петербурге поиском потерявшихся, как, от кого, каким путем поступают к нам заявки и что я с ними должна делать…
И это только начало! Дальше - практикум. Заботливые инструкторы делают все, чтобы нам, зеленым курсанткам, продемонстрировать, как оно будет в реальности. Выглядит настолько натурально, что, даже зная, что это всего лишь учебная ситуация, мандражируешь всерьез. И на каждый случай в «тренировочной» базе надо завести карточку. Быстро!.. «Нет, так не годится – еще быстрее! В сезон с такой скоростью соображания ничего не успеешь…». Аааа, где ты, мой богатый жизненный и профессиональный опыт?! Не слишком ли самонадеянно я на тебя уповала? Сейчас я всему учусь почти с нуля…
Новогодние каникулы проходят за выполнением домашнего задания: мы должны научиться работать с ресурсами – теми, кто заявил о готовности участвовать в спасработах – и составлять транспортные и поисковые группы, едущие на поиск. В основе учебных заданий – реальные списки спасателей из былых «горячих дней» и отрабатывавшиеся когда-то «Экстремумом» случаи. Медитирую на карту Петербурга и Ленинградской области. Мне, москвичке, не так-то просто уложить в голове, на каком конце какой из веток метро находится каждая из пяти станций со словом «проспект» в названии, и перестать путать с московскими станции-тёзки… Огромная Ленобласть похожа на исполинскую то ли птицу, то ли бабочку. Прекрасную - но хищную и коварную! Это там, в ее бескрайних лесоболотах, будут (непременно будут!) ждать помощи «мои» заблудившиеся грибники. И «мои» группы спасателей поедут туда, порой за сотни километров от города, их искать…
Потихоньку вроде со всем этим разобралась. В январе, к продолжению очной учебы, приезжаю уже «с Петербургом в голове» и более-менее сложившимся пониманием, как работает эта координаторская магия: собрать по городу в «боевые единицы» спасателей, отправить их в лес и потом, не потеряв там, вернуть домой.
Кроме лекций нас ждет еще один практикум. Отрабатываем скорость и грамотность реагирования на поступающие заявки, учимся оперативно отделять те случаи, с которыми «Экстремум» работает - от непрофильных, давая заявителю (Эмоционирующему! Спасателям редко кто звонит в добром расположении духа) рекомендации, куда в его ситуации следует обратиться. Наши добрые наставники - снова во всей красе координаторского опыта и немалого артистизма: на том конце телефонной связи – рыдающие «родственники пропавших», грубоватые «заявители», нервные и усталые «дежурные диспетчеры»… Отчаянно туплю и, признаться, в какой-то момент даже разочаровываюсь в своих способностях адекватно «работать с людьми». Чувствую себя совсем никчемным «учеником чародея»: «Сделать хотел утюг – слон получился вдруг…»
Но я ж упрямая! Я обязательно научусь… И, спасибо коллегам – не только инструкторам, но и тем, кто согласился дополнительно, частным порядком, потренировать зеленого будущего координатора – кажется, я потихоньку «въезжаю», как оно должно происходить!
А впереди командно-штабные учения – великий и ужасный день, когда мы, отучившийся новый координаторский набор, будем работать «в обстановке, приближенной к боевой»...
…Мутный зимний питерский день. В небольшом помещении за отдельными рабочими местами расположились со своими ноутами-планшетами мы – «без пяти минут координаторы», закончившие теоретический курс. На деле эти «без пяти минут» - несколько часов напряженной работы, имитирующей наши будущие дежурства, но пока еще в относительно спокойном темпе, не как в горячий сезон. С нами в зальчике – Лида, наш «капитан», старший координатор «Экстремума». Она будет нас поддерживать и направлять. С нею не так страшно! Хотя… где-то там, в соседнем зале, собрались весьма представительным составом инструкторы – опытные координаторы и руководители спасработ. И их задача – делать нам «все по правде»: кто-то из них будет «заявителями», кто-то изобразит Центр управления кризисными ситуациями (ЦУКС) – официальную структуру МЧС, с которой обычно взаимодействует координатор по случаям заблудившихся в лесах. Кто-то станет на эти часы РПСРом (руководителем поисково-спасательных работ), действующим в связке с координатором.
Нет, я не боюсь! Я совсем-совсем не боюсь…
Старт!!!
В течение следующих пяти часов я честно туплю, собираюсь, вспоминаю выученное и упускаю недоученное, принимаю с десяток заявок (непрофильные – отклоняю), выпиваю полтора литра воды, стараюсь не материться вслух на зависающий планшет, взаимодействую с «условным» ЦУКСом и живым (к новичку подозрительно терпимым!) РПСРом, открываю карточки поисков, пишу что-то не то и не туда, собираю из «условных» ресурсов поисковые группы, «отправляю» их в лес, слежу за ними, «возвращаю» из леса, снова туплю и ошибаюсь, закрываю карточки поисков, пишу на форум в соответствующие темы… За соседними столами тем же самым (и примерно так же) занимаются мои сокурсницы, но мне немного не до того, чтобы слушать их переговоры…
Уффф! Командно-штабные учения закончились, наши инструкторы приходят к нам на «разбор полетов». Поздравляют нас с пройденным испытанием: ни одна не сдалась, не совершила каких-то роковых ошибок. Мы все приняты в КПСРы - координаторы поисково-спасательных работ. На первое время каждой «выдан» личный наставник, который будет помогать и направлять во время реальных дежурств… Вот теперь у нас по-настоящему «все впереди» - бравое координаторское «воинство» пополнилось четырьмя новобранцами, можно заявляться в график дежурств на ближайший месяц!
Ольга Ильина
Фотографии с командно-штабных учений - Полины Кириченко
- Автор рассказа;
- Новички за работой;
- Инструктора за работой.
Продолжение истории - о первом дежурстве начинающего координатора - на следующей неделе!