НЕЯСНЫЙ СВЕТ СРЕДИ ДЕРЕВЬЕВ, ТРЕТЬЕ ОКТЯБРЯ
«Вечером, в четверг, 3 октября, выехали вдвоём со старшим поисковой группы Александром Соловьёвым искать пожилого мужчину, заблудившегося где-то в районе Токсово», — рассказывает нам Андрей Сахаров. — «Пострадавший на связи, сидит в мокром лесу, жжёт костёр, ждёт спасателей. Наша задача: закрыть галсами обозначенную руководителем поиска зону с работой на отклик.
Для работы на отклик у нас есть пневмогудок и две лужёные глотки (моя и Александра). Погода соответствует началу октября: прохладно, то и дело заряжает мелкий дождь. По согласованию с руководителем поиска берём с собой лёгкий квадрокоптер, оснащённый световым и звуковым маяком (пищалка с мигалкой). Если Пострадавший его услышит, то позвонит руководителю поиска Екатерине Цветковой.
Только к девяти вечера мы добрались до места и смогли выдвинуться на маршрут. Т.к. разрешение на вылет давалось только до определённого времени, первым делом с юго-западного угла зоны поисков выпустили в полёт коптер. В условиях моросящего дождя и густого мокрого лиственного леса радиус полёта пришлось ограничить 500-700 метрами. Потерявшийся ничего не слышал (а мы свиристелку коптера за полкилометра слышали вполне отчётливо), так что через 20 минут мы упаковали коптер в рюкзак и отправились работать на отклик.
К тому времени на входе в лес уже готовились к началу маршрута ещё две наших группы, а где-то в лесу работали штатные спасатели АСФ Всеволожск.
Дотопав два с небольшим километра по дорожке до своей зоны, мы свернули в лес по тропинке. Через 2,5 км от тропинки не осталось и следа. Неприятный, частично поваленный лиственный лес, какие-то хаотичные, залитые водой рытвины, перемежаемые болотцами и не то чтобы очень густыми, но местами «горизонтальными» кустами. Примерно через километр стали слышать работу на отклик группы Влады Царегородцевой и Валерии Бачевской (как гудок, так и их звонкие голоса), которые двигались параллельным маршрутом на километр севернее нашего.
Сотовая телефонная связь в том районе работает далеко не везде, но для связи с соседними группами у нас есть рации. Согласуем с девушками наши действия, стараемся друг друга не перекрикивать. И тем не менее, и у нас, и у них возникает ощущение, что с нами кричит кто-то третий, причём то с одной стороны, то с другой! Лось? Птицы? Потерявшийся? Но почему с разных сторон? Слышимость, кстати, в лесу была отменной: мы начали слышать Владу и Леру более чем за полтора километра, а они нас и того дальше. Слушаем каждый отклик уже в восемь ушей, сообщая друг другу предположительные азимуты, откуда слышны гипотетические отклики. Через некоторое время мы определяем два преимущественных «облака распределения» откликов. Одно где-то вдали на северо-востоке от девушек, другое поближе, где-то к западу от нас. Посовещавшись, решили, что западный отклик отправимся проверять мы с Александром, а девушки пойдут на север.
Двигаясь некоторое время в предположительном направлении предположительного отклика, мы заметили среди деревьев неясный свет, который сперва радостно приняли за отсветы костра, но вскоре обнаружили, что это штатные коллеги из АСФ Всеволожск. Оказалось, что наши голоса были приняты за голос потерявшегося, и коллеги пошли на них. Ну что же, такое тоже бывает. И тут нам доносится из рации, что Влада с Лерой слышат уже отчётливый отклик Пострадавшего. Штатные коллеги попрощались с нами, а мы выдвинулись в сторону северного отклика.
Километра за два мы тоже уже довольно отчетливо слышали Пострадавшего и направились прямиком на его голос. Несмотря на то, что мы с Александром перемещались довольно бодрым темпом, девушки опередили нас минут на 10. Пока мы добирались, они уже сообщили в отряд о нахождении Пострадавшего и что эвакуировать его будем двумя группами самостоятельно. К некоторому нашему удивлению, Пострадавший сидел в довольно сырой заболоченной части леса без каких-либо следов костра поблизости, хотя у нас были вводные, что он сидит у костра и ждёт... А потом выяснилось, что при последнем созвоне с руководителем поиска Пострадавший действительно сидел в сухом лесу у костра, но сразу после созвона (во время которого ему сказали сидеть на месте и ждать спасателей) довольно грузный пожилой мужчина на и так уже побаливающих ногах решил попробовать в очередной раз выплутать самостоятельно. В итоге загнал себя до предела и забрался в места гораздо менее комфортные, по пути посеяв средства для разжигания огня»
💬 Цитата из отчёта Влады и Леры:
Из интересного: мужчина слышал нас, когда мы шли по краю первого галса. Слышал дудку и видел свет фонарей. Не откликался, т.к. переживал, что нам придется идти по болоту. Заботливый.... 💬
«Пострадавшего напоили горячим чаем из термоса и поделились с ним бутербродом, составили примерный план вывода», — продолжает рассказ Андрей. — «План был прост: добраться до той тропинки, по которой мы с Александром шли первый галс, а затем по ней выйти к дороге, по которой, возможно, получится подогнать машину.
Влада и Лера шли впереди, находя и проверяя на проходимость удобный путь, а мы с Александром, поддерживая (а иногда и неся) довольно таки тяжёлого пострадавшего с двух сторон под мышки и под локти, медленно продвигались следом. Лес выглядел вполне симпатично: довольно редко растущие деревья, практически без подлеска, сплошной моховой ковёр… но под этим мхом скрывались довольно глубокие болотные ямы. Разведывающие впереди дорогу Влада и Лера неожиданно проваливались то по колено, то по пояс, а мы уже аккуратно обходили с Пострадавшим опасное место. Полтора километра до тропинки, которые мы с Александром налегке проскакали за четверть часа, в этот раз заняли у нас более часа. Вымотались все.
На тропке легче не стало. Комфортная для одинокого исправного пешехода тропка оказалась плохо приспособленной для передвижения по ней «колонной по трое». Кроме того, пришлось устраивать частые передышки, так как у Пострадавшего начало сводить ноги. В общей сложности вывод до дороги занял у нас три часа. На дороге подогнали машину и доехали все до выезда из леса уже в начале восьмого утра. Здесь девушки попрощались с нами и уехали в город (всех с утра ждала работа), а мы с Александром поехали отвозить Пострадавшего до дома, благо недалеко – всего несколько километров. Доставили до квартиры, сообщили координатору, руководителю поиска и Владе с Лерой, что Пострадавший благополучно доставлен, и поехали в направлении города.
В половину девятого Александр уже завёз меня домой, и я, скоренько приняв душ и переодевшись, отправился (правда, с часовым опозданием) на любимую работу, размышляя по дороге… А вот сидел бы он у костра, как и было в начале и как было ему сказано, вся история была бы гораздо короче. Уважаемые грибники, если вам доведется вдруг заблудиться и обратиться за спасением, то, пожалуйста, выполняйте указания спасателей! Это очень важно».
#ПСР@extremum #поисклюдей@extremum #лес@extremum #истории@extremum





