Экстремум

Объединение добровольных спасателей

Экстремум

объединение добровольных спасателей

Главная

>

МЕДИА

>

Новости

>

КООРДИНАТОР СПАСРАБОТ. ПЕРВОЕ ДЕЖУРСТВО Продолжение рассказа Ольги Ильиной.

КООРДИНАТОР СПАСРАБОТ. ПЕРВОЕ ДЕЖУРСТВО Продолжение рассказа Ольги Ильиной.

3 апреля 2024

КООРДИНАТОР СПАСРАБОТ. ПЕРВОЕ ДЕЖУРСТВО Продолжение рассказа Ольги Ильиной. Первую часть читайте по ссылке. Февраль. Мы, новобранцы-координаторы, отучившиеся в декабре-январе, заступаем по очереди на

КООРДИНАТОР СПАСРАБОТ. ПЕРВОЕ ДЕЖУРСТВО

Продолжение рассказа Ольги Ильиной. Первую часть читайте по ссылке.

Февраль. Мы, новобранцы-координаторы, отучившиеся в декабре-январе, заступаем по очереди на свои первые настоящие дежурства. Я, дома в Москве, с предсказуемым интересом слежу, как дежурят первый раз мои сокурсницы – сама я приеду в Питер и заступлю координатором позже их всех. Я сейчас по правде «мысленно с ними»: мы делимся, кому что в самом начале пути «прилетело» на координаторский телефон, переживаем новый опыт, поддерживаем друг друга, разбираем доставшиеся каждой ситуации. Курс КПСР специально проводится в самое тихое с точки зрения количества заявок время года: наши первые дежурства приходятся на глубокий «несезон», середину зимы, когда в лесах почти никто не теряется – мы можем нарабатывать опыт в режиме «лайт», понемногу осваиваясь в новом качестве. Однако каждой из новобранцев достается в чем-либо попрактиковаться: кому – в приеме штатных звонков от спасателей, которым понадобилось зайти в помещение склада со снаряжением, кому – в передаче заявок на помощь животным в наше подразделение "Кошкиспас", кому – в отказах по «непрофилю»…

И вот… заступившая на свое второе дежурство Марина принимает заявку, которая в итоге оборачивается реальными поисково-спасательными работами. Работник лесозаготовительной организации в конце недели отпросился домой, но не доехал. Возле бытовки на лесной делянке сослуживцы второй день видят его машину, самого его нет, попытка найти по уходящим в лес следам результата не дала. РПСР командует собирать поисковые группы и Марина отправляет на поиск пять наших команд – пешую (т.е. без дополнительных спецсредств (БПЛА, собак, снегоходов и т.п.) - прим. ред.) и четыре кинологических расчета. Потерявшегося также ищут товарищи, местные охотники, штатные спасатели, поисковики "Лиза Алерт". Весь день от наших групп, работающих там, приходят неутешительные вести: снега в лесу – человеку по пояс, сверху жесткий наст, тяжело передвигаться и людям, и поисковым собакам, выполнить до конца поставленные задачи не удается… Но мы будем работать, пока есть шанс, что наш потерявшийся, опытный «лесной» человек, у которого с собой есть средства разведения огня, жив и ждет помощи…

Боевое (во всех смыслах!) дежурство Марины подходит к концу, следом заступаю я. Этот поисковый случай я неизбежно получу от нее «по наследству». Вместе со всеми вводными и пятью нашими группами, которые сейчас на маршруте. Передача вахты происходит почти «в торжественной обстановке» - на общем годовом собрании членов «Экстремума»… Но кто бы мог подумать, что вот так!

Принимаю «символы власти» КПСРа: сумку с ноутбуком, справочниками и - тот самый «горячий» координаторский телефон, на который нам звонят все и во всех случаях, когда требуется участие нашего спасотряда. И – «в бой»! Без времени на рефлексию законных страхов новичка-дежурного - руководитель спасработ сразу же выдает мне первое задание: «Найди группу с коптером. Желательно, чтобы был тепловизор. И – пеших, точнее «лыжных». В таком лесу, как там, без лыж делать нечего…».

Какое счастье, что у меня есть персональный наставник! Опытный, и, в отличие от меня, грешной - спокойный и уравновешенный. Мой «сенсей» Ангелина прямо на месте помогает мне разобраться с незнакомыми электронными устройствами дежурного КПСРа, показывает, где там что «лежит», под ее руководством делаю первую рассылку-уведомление спасателям, чтобы найти и беспилотник, и тех, кто готов ехать на поиск завтра. В такси по дороге домой безостановочно мониторю в планшете отработавшие и выехавшие назад в город группы, пугаю беднягу-водителя тревожными телефонными переговорами…

Ночь. Спасатели один за другим отписываются, что вернулись домой. «Спасибо за работу, коллеги! Вы суперские, а с учетом условий работы – так просто героические. Все – и люди, и собаченьки… Спокойной ночи!». Сейчас о прибытии домой сообщит последний из них, и я тоже пойду спать… Координатор должен пользоваться любой возможностью отдыха, меня этому на курсе учили. Надеюсь, доведется, ведь завтра-то мне скучно не будет: поиск пропавшего лесоруба продолжается. А поступит новая заявка – по номеру она будет из тех, что надо передать в работу коллегам из спасотряда «Отклик», в общем-то ничего сложного…

Координаторский телефон оглашает ночь истошным воплем входящего сообщения. Вот и она, первая заявка! Перебрасываю ее в оперативный чат руководителей и координаторов спасработ, перенаправляю коллегам из другого отряда, регистрирую, зеваю…

Снова вопль телефона! Что там? Из ЦУКСа прилетает «непрофильная»: человек не может открыть дверь дачи, мерзнет на улице. Сочувствую, но – отказ, наш отряд занимается поиском потерявшихся в природной среде. Пишу в соответствующую тему на форуме. Теперь поспим?

Куда там! Телефон координатора, бедное мое чудовище – кажется, сегодня нам с тобой баиньки не суждено! И нашему дежурному РПСРу тоже, похоже, придется-таки проснуться: где-то там, на севере области, почти у границы с Карелией, мерзнет в лесу горе-турист. Пошел в одиночный поход с ночевкой, перевернул на спальник и одежду термос чая. Зато у него телефон с приличным зарядом, с которого он и позвонил в 112, уже молодец! Руководитель спасработ дозванивается до заявителя. Парень не потерялся, прекрасно знает, где находится, просто «терпит бедствие» (да, мокрая одежда в лесу в -8 – это реальная угроза жизни и совсем не смешно!). Он бы, может, и сам эвакуировался в цивилизацию по вполне натоптанной туристической тропе, но увы – ночевщик-экстремал почему-то пошел в лес без фонарика! Нет уж, вот если он таки забредет в темноте куда-то или травмируется… За туристом выезжают местные штатные спасатели на снегоходе. Утром я с чистой совестью закрываю эту карточку: все благополучно обошлось. И у коллег из «Отклика», которым вечером передала заявку, тоже все хорошо: потерявшийся нашелся в соседнем садоводстве.

Новый день приносит много всего прекрасного. Группа с коптером, которая будет искать с воздуха заблудившегося лесоруба, готовится к выезду на задачу. Я готовлюсь уже съесть какой-нибудь завтрак, и… На мой телефон – личный! – приходит сообщение в вотсап от родственницы пропавшего лесозаготовителя: нервное, полное страха за близкого - и надежды, что мы все-таки сможем его найти... Ой, а почему на личный-то? Пересылаю руководителю спасработ контакт родственницы (это может как-то помочь в поисках). Советуюсь в оперативном чате с коллегами: что это было?! Коллеги посмеиваются и советуют убрать личный номер из подписи на форуме – родственники часто читают там все, что касается поиска их близкого, ну и… Трудно не понять порыв человека, который хватается за любую возможность узнать, что с его родным и есть ли шанс на его спасение.

Координаторский телефон в очередной раз орет дурным голосом… «Дежурный координатор спасотряда «Экстремум». Я вас слушаю!» - «Хеллоу…». На том конце телефонной связи приятный женский голос пытается поговорить со мной по-английски. Эээ…мммм… я – полный «донт андерстенд», по-французски еще бы справилась, но тут увы… И вообще, меня к такому во время учебы что-то не готовили. А вот зря! Пока я с трудом наскребаю по извилинам какие-то английские слова, иностранная девушка разочарованно дает отбой. Досадуя на свою «языкам необученность» - вдруг я сейчас провалила какую-то важную миссию? – смотрю, откуда был звонок. Турция? О, туда вроде наши кинологи должны вскоре ехать на международные испытания… Пишу в оперативный чат, объясняю ситуацию, сбрасываю запись разговора. Хорошо, что среди коллег полно владеющих английским, турецкой девушке перезванивают (да, это по поводу наших кинологов было), все разрешается благополучно.

От руководителя спасработ новое поручение: найти телефон местного полицейского, который занимается случаем с пропавшим лесорубом. Да, полиция принимает в работу все такие инциденты, и логично, что спасателям надо координировать свои действия с блюстителями правопорядка. По цепочке созвонов с различными инстанциями в районе и на месте контакт полицейского нахожу, передаю РПСРу. И, к своему немалому удивлению, получаю множество одобрительных комментариев от коллег: «супер!.. а как тебе это удалось?» - Ой, а что, разве могло «не удасться»? Честно, я просто об этом не знала! На полном серьезе полагала, что мне (ладно бы, бывшему журналисту, привыкшему добывать информацию из «официальных лиц», в данный-то момент – действующему координатору спасотряда, работающего по этому случаю!) нужные контакты просто не могут не дать, общее же дело делаем, да? Все-таки иногда у новичка, не знающего всех сложностей и подводных камней процесса, есть некоторое преимущество перед «стрелянными воробьями» - наивная наглость называется!

Группа с коптером стартовала на задание. Мы с РПСРом пользуемся естественной паузой, если что – свяжемся. Она бежит по своим делам, я выскакиваю в магазин. Ииии… Группу с коптером "Яндекс" завел в другой пункт с одноименным названием! Я это узнаю от бдительных коллег, которые на досуге отслеживают треки выехавших на поиск. РПСР – где-то на учебе, я - у кассы супермаркета с булкой наперевес. Звоню старшей поисковой группы, разворачиваю их в нужную сторону… Придя домой, получаю закономерное замечание от руководителя спасработ: ей о ситуации сообщили другие, и раньше, чем я. Это серьезный прокол для координатора! Смиренно принимаю выговор за недоклад и самоуправство, обещаю больше так не делать. Работаем дальше.

«Моя» группа с коптером вот уже битый час натуральным образом «плывет» там, в районе поиска, по пояс в злых глубоких снегах... Потом выполняет дополнительную задачу, выданную РПСРом. Связи в тех местах почти нет, я мониторю их отчаянный снежный трип случайно прорывающимися смсками. Уфф! Не замерзли. Выгреблись. Едут домой. Старшая группы – Ника, моя сокурсница по координаторской учебе. И потом, когда мои героические герои уже оба дома и оттаивают после своих приключений, мы с ней делимся впечатлениями – и как координаторы тоже. (Потом она мне пришлет зажигательное видео, отснятое там… да, впечатляет!)
Спите уже, дорогие – это правда было круто!

Утро приносит счастливую весть: наш потерявшийся лесозаготовщик найден! Живым. На пятый день скитаний в зимнем лесу. Эвакуируют в больницу с переохлаждением, но главное – жив же!..
Трудно описать чувства, с какими я закрывала карточку этого поиска… Это фантастическое ощущение – чудо спасения человеческой жизни, к которому сам причастен! Наверное, все мы занимаемся всем этим вот ради такого…

Поиск этот, между тем, едва не сделался «резонансным» - таким, о которых трубят в разной степени адекватности СМИ и блогах. Ну, коллеги делятся: как минимум экстрасенсы там уже того… поработали! Я могу понять отчаяние людей, которые ради спасения близкого готовы обращаться уже к кому угодно, хоть к потусторонним силам. Но вот понять вакханалию разномастных «предсказамусов», которую они устраивают в таких случаях в своих профильных сообществах!.. Закрываю экстрасенсовый чатик, чтобы не скипидариться лишними эмоциями посреди дежурства. Коллеги вангуют (не хуже тех «предсказамусов», ага!), что мне еще сегодня суждено по этому поводу поотбиваться от какой-нибудь, прости Господи, прессы.

Телефон снова вопит дурным голосом… О, а вот и они, собратья по моей первой профессии! Солидная федеральная радиостанция. Хочет комментарий… нет, слава Богу, хотя бы не по резонансному поиску – по совсем другому случаю. От наших кинологов. Кинологи комментировать не готовы, аккуратно объясняю это радиожурналистам, отнеслись с пониманием, спасибо!

Следующие сутки – блаженная, истинно «несезонная» тишина в эфире. Ну, почти… Жительница муринской многоэтажки уже сутки где-то в парадной слышит зов неопознанного живого существа, которое, по ее мнению, попало в беду - адресована со своей проблемой в "Кошкиспас", это по их части. Больше никто не звонит, не теряется и не страдает - как это прекрасно!

…Сглазила!!! На экране планшета – заявка из ЦУКСа: супруги пошли в лес, муж куда-то отошел и потерял направление, сперва созванивался с женой, теперь его телефон разрядился, жена позвонила в 112, даже координаты свои передала, очень переживает… Ох, принимаем! Регистрирую, передаю РПСРу. Он звонит заявительнице – женщина уже не на связи. Местные штатные пока туда не едут. Значит… Руководитель спасработ командует делать рассылку и собирать поисковые группы. На лыжах! Снега в лесу с позавчера меньше не стало…

То ли КПСР-новичок к концу третьих суток дежурства особенно криворук, то ли еще чего не так – моя рассылка уходит всем спасателям четырежды! В ответ получаю шквал ехидных сообщений в мессенджер и недобрых советов. Простите, дорогие коллеги – «я не волшебник, я только учусь». И вот именно сейчас мне советы немного «под руку»: уже начинают поступать сообщения от первых готовых ехать. И в течение следующего часа я смотрю, кого с кем можно туда отправить. РПСР просит еще раз уточнить в ЦУКСе, будут ли работать штатные спасатели. ЦУКС выдерживает театральную десятиминутную паузу и - тадам! – «Потерявшиеся найдены полицией». Ура! Закрываю карточку этого поиска. Наступают последние сутки дежурства. Я очень хочу верить, что они не принесут никаких новых чудес.

В целом оно так и получается. За исключением каких-то внезапных глюков в координаторском телефоне. Видимо, он от меня очень устал…
Пишу – в который раз за эти четверо суток! – своей терпеливой наставнице Ангелине. Под ее руководством проблемы более-менее решаю. Мой «сенсей» по-доброму смеется над моей то ли «везучестью», то ли просто косолапостью – и велит уже ехать передавать дежурство, благо, следом на вахту заступает она.

…Обнявшись с КПСРской сумкой, выхожу в сырой нежный вечер февральской оттепели. Город, живущий своей жизнью – он сейчас такой милый, добрый, почти уютный! Здесь никто не теряется в холодной чаще и никого не надо искать по пояс в суровых снегах… Встречаемся с Ангелиной, передаю ей «символы власти» КПСРа спасотряда «Экстремум», получаю краткий «разбор полетов» и поздравления с окончанием первого дежурства. В чате коллеги тоже поздравляют – с «боевым крещением»! Не без иронии замечая, что такое количество заявок и разных звонков в глубокий «несезон» - ну, не каждому выдают, а уж новобранцу… Даже в шутку рекомендуют сходить в баньку «отмыть карму». Да уж! Но…

Возвращаюсь домой со странным, по-своему очень светлым чувством: мне все это для чего-то надо! И там, в Небесах, за толстым слоем низких питерских облаков, наверное, есть Кто-то, кто это понимает – и, может быть, просто делает все, чтобы я научилась? Чтобы к «горячему сезону» в моем лице «Экстремум» получил нормального – не тупящего и не промахивающегося в пылу работы мимо кнопок! – дежурного координатора… В конце концов, ведь все доставшиеся мне, как КПСРу, поисковые случаи закончились благополучно: все «мои» потерявшиеся – в безопасности, все спасатели – дома… И это, по большому счету, сейчас самое главное. А опыт – ну, он со временем непременно нарастет! «Не боги горшки обжигают…» В конце концов, все мои старшие опытные коллеги когда-то начинали примерно так же. Получилось у них – научусь и я.
Теперь я почему-то в это верю.











Другие Новости

ЗИМНИЕ КИНОЛОГИЧЕСКИЕ СБОРЫ "-Марс отработал, готовится Гарри!" - раздается

16 января 2025

ЗИМНИЕ КИНОЛОГИЧЕСКИЕ СБОРЫ "-Марс отработал, готовится Гарри!" - раздается в рации голос инструктора, и следующий кинологический расчёт выдвигается

ЛЮДИ-ЛЕЙКОЦИТЫ Завершить публикации про работы в Анапе хочется снова текстом

14 января 2025

ЛЮДИ-ЛЕЙКОЦИТЫ Завершить публикации про работы в Анапе хочется снова текстом спасателя ПСО "Экстремум" Татьяны Скородумовой. Лучше Тани никто не опише

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ В АНАПЕ 15 декабря в Керченском проливе потерпели

9 января 2025

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ В АНАПЕ 15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, перевозившие груз с нефтепродуктами. Случилась экологичес

Работа в Анапе продолжается. Все группы работают по задачам штаба как

5 января 2025

Работа в Анапе продолжается. Все группы работают по задачам штаба как в полях, так и на отмывке птиц. Хватает всем...