Перед допуском к реальным спасработам в природной среде все собаки ПСО "Экстремум" сдают ежегодную аттестацию. Кинолог знает примерный район, где находится человек. Собаке дается 6 часов на его поиски.
Ольга Ильина побыла статистом ("пострадавшим") на такой аттестации.
===
Это был очень своеобразный опыт…
Вообще я из тех, у кого утро добрым не бывает, особенно если оно начинается в 4 часа, с летним петербургским рассветом… Но я сама напросилась!
На профессиональном сленге кинологов-спасателей это называется «полежать под собачку». Ничего сложного: забираешься в лес по выданным координатам, «теряешься» там, лежишь себе на пеночке несколько часов, потом тебя находит собака-спасатель со своим двуногим напарником - и все радуются. Собачкам надо регулярно на ком-то тренироваться искать потерявшихся в природной среде - почему бы, например, не на мне?
Сегодня аттестуется кинологический расчёт Экстремума - Катя и Мая. Мы не знакомы. С аватарки в чате на меня смотрят симпатичная девушка в сине-оранжевом комбинезоне и не менее симпатичная хасочка.
Вчера шёл дождь, но на сегодня Яндекс врёт вполне приличные +18 и без осадков. Не то, чтобы верю, но вроде норм экипирована: одета тепло, коврик, спальник, горячий чай в термосе и длинный болоньевый дождевик на всякий случай (если, как мне сказали, «покрапает» - можно прикрыться).
Выхожу на точку сквозь заросли и бурелом, собрав на штаны богатый урожай последствий ночного ливня. Мокренько, но терпимо. Хуже другое: связь здесь отсутствует в принципе, а я должна доложиться участникам, что успешно «потерялась», где велели, и к процессу готова. Приходится проделать сквозь недобрый лес путь до дороги и обратно ещё раз. Доложилась. Улеглась. Жду.
Даже вроде тепло, спальник можно не доставать. Лес полон чарующих звуков утра: птицы, комары, взлетающие с Пулкова самолёты… Капли изредка падают с ветвей, звонко тюкая в мой болоньевый камуфляж. Задрёмываю, свернувшись калачиком. С мыслью «Пусть Маечка не торопится так уж прям: высплюсь - с удовольствием «найдусь»!»
Где-то через час шлепки капель в плащ становятся как-то уж слишком навязчивыми… норм «покрапывает», однако! Яндекс не подвёл: вместо обещанной «переменной облачности» имеем себе вполне нормальный такой дождец. Китайские «авторы» дождевика, под которым я лежу, тоже в своём репертуаре: непромокаемость изделия была ими несколько преувеличена. Впрочем, они не рассчитывали, что какой-то русский псих будет валяться под ним в дождливом северном лесу! Ладно, потерплю, в конце концов меня найдут… В голове место мыслей звучат всякие походные песни. «Третью неделю идут дожди… Чтоб не погас у нас костёр, веток подбрось.» (да, костёр…это так прекрасно! Я умею его разжигать в дождь… но сегодня мне не светит… и не греет! :)) «Сырая палатка, и почты не жди…»
На пенке постепенно образуется лужа. Лежу и думаю: хит сезона - самая уютная лужа во всех лесах Подпетербуржья! Всё ж не голая сырая земля и не тотальное отсутствие перспектив выйти из леса живой - туда, где сухо, горячий душ и вот это вот всё, чего обычно в родимой «цивилизации» как-то и не ценишь…
На третьем часу лежания сквозь шум дождя внезапно прорывается смска в телефоне, Катя пишет: «Если собака на тебя выйдет - сообщи. Она где-то в районе тебя енотов гоняет, похоже!». Становится почему-то даже весело. И почти тепло. Как минимум, на душе: представила удивлённых мокрых енотов, которых внезапно «спасла» собаченька, тоже довольно «енотовидная» со своего хасочьего лица! Но сейчас я бы предпочла сама оказаться на их месте, конечно…
На четвёртом часу выражение «промокнуть до нитки» перестаёт быть идиомой и становится суровой реальностью: вода - везде, даже, пардон, в трусах! Отчётливо представляю себе, каково в такой ситуации настоящему потерявшемуся: без пенки, термоса с чаем… Без сил идти , без навигатора, без надежды самостоятельно выбраться отсюда. Насколько мне лучше, чем ему: я-то точно знаю, где нахожусь и зачем, как отсюда выходить, если Маечка вдруг с задачей не справится… я гарантированно не позже полудня окажусь в вожделенном горячем душе! Сквозь шум дождя я жду звука собачкиного сигнального колокольчика, а реальный потеряшка… мне страшно представить, чьего приближения ждёт человек в этой ситуации, если честно! Подозреваю - «Той-что-с-косой»…
На пятом часу высовываю нос из своего мокрого «гнезда».
О, Небеса! Да, они - в самом прямом смысле: с деревьев по прежнему капает, но рваные облака летят надо мной, и в полыньях между ними - пронзительно синее небо. Так выглядит цвет надежды, да… Солнце! Оно существует!!! Жизнь внезапно начинает играть новыми красками - столь же прекрасными, как радужные блики в каплях воды на листьях вокруг меня. Возвращаются лесные звуки: птицы включились все разом. В кронах снова замелькали пулковские самолёты. Ниже них… ыыы, комары! По размерам и громкости гудения с самолётами сопоставимые - так мне видится и слышится со дна мокрого леса. И, блин, ощущается!!! В отличие от самолётов, комары хотят моей крови. Очень настойчиво хотят! Спасибо, что «условному» потеряшке не возбраним репеллент…
А лично я очень хочу переодеться в сухое. Да, вот прям сейчас. Флиска добыта из рюкзака… ни с чем не сравнимое блаженство! Горячий чай. Жизнь налаживается! Маечка , собаченька - ну теперь-то ты меня точно найдёшь, правда?
Нет, всё сложнее… На мой лес стремительно несётся новая партия ливня. Волевым усилием расстаюсь с флиской (надо сохранить её сухой), перелезаю снова во всё мокрое и холодное, сворачиваясь калачиком на коврике под дождевиком. Старательно дрожу, чтобы согреться. Если шевелить пальцами ног, в берцах прикольно хлюпает вода. В голове снова звучат песни - почему-то пафосно-героические, с контекстом «я обязательно выживу, назло судьбе» и «я иду до конца…». Между песнями закрадывается мысль совершенно неожиданная. Пытаюсь честно ответить на вопрос, чего я сейчас больше всего хочу, и вдруг понимаю: мне важно не просто дожить до конца этого экспирьянса (доживу, куда я денусь!). Я категорически желаю быть всё же найденной Маей! Я почему-то не согласна на её проигрыш, вот прям совсем! Она уже почти шесть часов носится тут в поисках меня. С нею её хозяйка, тоже мокрая и замёрзшая. И наверное, с ощущением неудачи уже… Мне крайне важно, чтобы черно-белая «хорошая девочка» была аттестована и потом искала тех, кто вот в таком же лесу - но без сил или без сознания. Без надежды выйти… Неважно, сколько там енотов по дороге нашла Мая - аттестация будет за найденную меня. «Собаченька, ну пожалуйста…! Я потерплю, не сахарная - только успей до конца контрольного времени!».
И, давайте честно: мне вот правда очень хочется, чтобы всё это было не напрасно…
К концу шестого часа вместо песен в голове как-то сами собой зазвучали молитвы. Ребята, не смейтесь… но вот так!
Обо всех, кто ушёл и не может вернуться домой…
О собаке-спасаке, её напарнице…
…и да - немножко себе любимой тоже.
Контрольное время почти закончилось. Я не найдена. «Отрицательный результат - тоже результат», конечно. Грустно.
И вдруг!..
…Это фантастика, так бывает только в пафосных кино, это чудо - совсем рядом звук колокольчика! Падаю обратно лужу на пенке, накрываюсь плащом.
Оглушительный звонкий гав надо мной!!! И два мокрых уставших человека, Катя и Тимофей…
Она сделала это!!! Нашла, нашла! Реально в последнюю минуту контрольного времени! 5 часов 59 минут бега по этому адскому лесу… 17 км по данным трека её ошейника… Молодец, собаченька - я верила в тебя! Ребята, вы не представляете, какое это неописуемое счастье - видеть вас, всех троих!!!
Вкусняшки, обнимашки, бутерброд (всё равно Майке половину скормила, разумеется). Такси до дома, горячий душ, чай с мёдом… И - спааать! Под крышей, в тёплой мягкой постельке…
Чему нас учит жизненный опыт? Ничему, зараза, хорошему не учит!
«Пойдёшь ещё раз?»
- Конечно, пойду!