Задачи для групп на лесных ПСР бывают очень разные. От больших многокилометровых разведочных маршрутов где-нибудь в глубине бокситогорских лесов, до маршрутов на час-другой, когда нужно забрать потерявшегося, местоположение которого известно максимально точно и нужно лишь помочь ему выйти из леса. Этот рассказ Марии Гребенниковой как раз про быстрый поиск.
"Маленький победоносный ПСР".
Это означает: поиск недалеко от города, локализация понятна, только пойти и вынуть. Обычно со слов "только пойти и вынуть" начинаются неожиданные приключения. Вот напарник мой Юрочка зовёт меня составить ему компанию. ПСР рядом с городом, недалеко от Токсово, женщина на связи.
-Да там только сирену поставить, и все! – говорит он мне по телефону. Я заливаю бензин где-то в районе Ветеранов, на мне струящийся летний сарафан и белоснежные новые кеды, а «тревожного чемоданчика» с собой по какому-то недоразумению нет.
-Юра, у меня комбеза нет и обувь неподходящая. Ты мне одежду для леса дашь? Я ремешком подтяну.
-Дам, дам! - обещает Юра и добавляет, что кеды мне даже замочить не придется.
По итогу до раннего утра мы шатаемся в болоте по колено в холодной воде. Женщину обнаружила вторая группа, а мы в предрассветной мгле едем к метро, потому что пора на работу. Еще минут 50 толкаемся в пробке на подъезде к Девяткино, а потом, высадив Юру и до конца офонарев после бессонной ночи, я заваливаюсь поспать прямо на заднем сиденье своей машины в грязном юрином комбезе, укрывшись тканевыми носилками.
First be a woman, как говорится.
Кеды, конечно, расклеились, хотя стоили недешево.
Да, маленький победоносный ПСР далеко не всегда оказывается таковым на самом деле. Взять хотя бы ту бабушку под Кингисеппом, которую три дня искали даже с привлечением авиации, хотя на связи была и, казалось, понятно, где именно? Или тех двух женщин в Сухом, поиски которых также растянулись на три дня, хотя сначала тоже вроде все было очевидно?
А мужчина на связи, который даже уже видел огни населенного пункта и был совсем рядом с железной дорогой, а потом прихватило сердце, и все, много дней бесплодных поисков, а телефон еще работал, прозванивали, но безуспешно. А были случаи, когда, напротив, в темнеющем лесу по свету экрана и звуку звонка успевали в последний момент. А другой мужчина, который на задворках Ленобласти по совету мамы случайно свернул не туда и, вместо того, чтобы через 1.5 км выйти в деревню, утратил заряд телефона и ушел по гати на 20 км, потеряв при этом один сапог? Ох, таких примеров у каждого РПСРа найдется не один десяток.
Но иногда маленький победоносный ПСР - это действительно маленький победоносный ПСР. И если день с утра по какой-то причине не задался, маленький победоносный ПСР способен здорово поднять настроение.
Вот мы с тогда еще будущим мужем сидим эдакой дежурной группой на АЗС на Московском шоссе. Я дописываю какой-то текст, он допивает кофе. Раз - заявка: 44 километр трассы, около Тосно. У нас с собой маленькая сирена. Через часа 1.5 мы уже выходим втроём, через 3 готовы ехать куда-то еще. На обратном пути я поворачиваю на односторонней дороге налево с правого ряда, и меня ловит ДПС. Воображаю, какой видок у меня был. Вылезаю из машины в модных розовых лосинах (комбез промок насквозь), показываю документы, выдергиваю еловую ветку из-под днища, извиняюсь, и меня неожиданно отпускают с миром – без штрафа!
Или вот, например, милая дама, заблудившаяся неподалеку от садоводства Дунай. И всего-то пройти по канаве до речки и оттуда на север, где мы с Женей Шу ее и обнаружили на берегу. Час выходили за милой беседой. Никаких шинирований подвернутой ноги. Никаких носилок. Никакого обезвоживания. Под средней интенсивности августовским дождиком красиво мокли ягоды голубики, черники и дикой малины, а мы промокнуть не успели. Потом нас еще и чаем напоили. Дачный шик, интеллигентные бабушки, гортензии и георгины, бутерброды с сыром и ветчиной.
Остается добавить: потенциальный маленький победоносный ПСР превращается в полную жесть, если в 112 не позвонили сразу, если потерявшийся утратил самообладание и не внемлет рекомендациям спасателей. А также если все подряд звонят ему, пытаются давать различные советы и просто задают риторические вопросы в духе: «ты где?»