Экстремум

Объединение добровольных спасателей

Экстремум

объединение добровольных спасателей

Главная

>

>

>

С 3 по 10 сентября в городе Бердск Новосибирской области прошли XI Всероссийские соревнования поисково-спасательных расчетов кинологической службы МЧС России, на которых выступила и команда ПСО «Экстремум»

С 3 по 10 сентября в городе Бердск Новосибирской области прошли XI Всероссийские соревнования поисково-спасательных расчетов кинологической службы МЧС России, на которых выступила и команда ПСО «Экстремум»

25 сентября 2014

С 3 по 10 сентября в городе Бердск Новосибирской области прошли XI Всероссийские соревнования поисково-спасательных расчетов кинологической службы МЧС России, на которых выступила и команда ПСО «Экстремум»/ В соревнованиях принимали участие 83 кинологических расчета в составе 21 команды со всей России, а также из Казахстана. Помимо команд профессиональных служб в этом году было 3 команды кинологов-добровольцев: команда от РОСССОЮЗСПАСа (Московское отделение), волонтеры ЧЕЛСПАС (поисково-спасательной службы Челябинской области), а также команда Региональной общественной организации «Объединение добровольных спасателей Экстремум» (г.Санкт-Петербург). Волонтеры на этот раз допускались на Всероссийские соревнования только по результатам 2 отборочных соревнований, проходивших в Московской области и Перми. Наша команда, заняв на соревнованиях в Московской области первое место, еще в июне обеспечила себе путевку в Бердск.

С 3 по 10 сентября городе Бердск, Новосибирской области прошли XI Всероссийские соревнования поисково-кинологических расчетов МЧС России, на которых выступила и команда ПСО «Экстремум».

В соревнованиях принимали участие 83 кинологических расчета в составе 21 команды со всей России, а также из Казахстана. Помимо команд профессиональных служб в этом году было 3 команды кинологов-добровольцев: команда от РОСССОЮЗСПАСа (Московское отделение), волонтеры ЧЕЛСПАС (поисково-спасательной службы Челябинской области), а также команда Региональной общественной организации «Объединение добровольных спасателей Экстремум» (г.Санкт-Петербург). Волонтеры на этот раз допускались на Всероссийские соревнования только по результатам 2 отборочных соревнований, проходивших в Московской области и Перми. Наша команда, заняв на соревнованиях в Московской области первое место, еще в июне обеспечила себе путевку в Бердск.

Дорога в Бердск была долгой и довольно утомительной – сначала мы ехали на одной машине с 5 собаками, вещами и клетками до Москвы (Центроспаса), затем оттуда, вместе с остальными участниками из Центрального, Южного и Северо-западного регионов - на грузовой борт МЧС, который за 4 часа полета доставил нас в г.Новосибирск. И уже из Новосибирска – на автобусах на место, в пионерский лагерь неподалеку от г.Бердск.

С погодой на этот раз повезло – дни были достаточно ясные, без дождя или жары, только ночами чувствовалось приближение осени и было очень холодно. Жили участники соревнований в одном из лагерных корпусов, а собаки – в клетках в соседнем, заброшенном корпусе. Наши домашние собаки, не привычные к постоянному проживанию в клетках или вольерах, тем не менее, вели себя достаточно спокойно.

Всего дорога заняла у нашей команды около 1,5 суток. Между Москвой и Новосбирском – разница в 3 часовых пояса, поэтому приехали на место мы поздно вечером. Уже на следующее утро было назначено торжественное открытие соревнований, и у большей части команд никаких этапов на этот день не выпадало – кроме нескольких команд «счастливчиков», вытянувших на жеребьевке номера с 1 по 7. У них в первый же вечер и ночь уже стартовали этапы, и мы, вытянув номер 7, оказались среди них. 1 номер вытащил отряд «Центроспас», которому досталась честь первого старта.

Надо отметить, что в этом году впервые среди обычных этапов (поиск пострадавших в техногенном завале, поиск пострадавших в природной среде, проверка послушания и ловкости и командный этап) был введен новый - поиск пострадавших в ночное время суток. И вот по жребию у нашей команды первым этапом оказался именно этот - поиск пострадавших в техногенном завале в ночное время суток. Так что сразу же после открытия мы пошли собираться, и около 2 часов ночи уже выходили на старт.

Ночной этап проходил на территории заброшенного лагеря, зона поиска включала в себя 3 заброшенных деревянных здания и небольшой участок прилегающей территории, 4 пострадавших и 10 минут времени на прохождение этапа. В отличие от стандартных условий работы на техногенном завале, на ночном поиске было разрешено закрепить на собаке фонарь. Зона была относительно небольшой, закладки не особо трудные, но все сильно осложнялось малым количеством времени. Большую часть времени собака работала в зданиях, вне зоны видимости кинолога. Единственным кинологическим расчетом, которому полностью покорился этот этап были Лера с Мухой. Они единственные из всех участников соревнований, кто не только нашел все 4 закладки и не дал ни одного ложного обозначения, но и сделали все это всего за 5 мин 43 сек. В результате они получили первое место на этом этапе.

Вторым этапом, который мы проходили после обеда на следующий день, был поиск пострадавших в техногенном завале. Действия проходили в сгоревшем 2-этажном огромном старинном особняке. Его перекрытия и крыша кое-где сохранились, но в центральной части здания были обрушены, частично сохранился второй этаж с мраморным балконом, ну и конечно же – большой темный подвал сложной планировки. Итого целых 3 уровня работы для собак (и только 1 для кинолога), 10 пострадавших, время работы – стандартные 20 минут. Зона поиска была просто огромной. Живописный, полузаваленный остатками кровли, перекрытий и мебели первый этаж, по центральной части которого мог передвигаться кинолог (прямо под ногами в той зоне, где можно было передвигаться, находилась одна из закладок). Второй этаж - лестница на него была достаточно близка к той зоне, где передвигался проводник, но вот на нее саму и далее наверх вход кинологу был запрещен, и собака должна была работать там самостоятельно. И подвал, вход в который был виден кинологу, но собака туда могла попасть только самостоятельно, так как он находился в удалении от человека, в глубине зоны поиска. Все осложнялось тем, что завал был достаточно открытым (часть стен отсутствовала) и, соответственно, хорошо продуваемым, и получалось, что запахи сильно пересекались и накладывались друг на друга. За кинологом по зоне ходила целая группа судей и помощников, что тоже осложняло работу носом. Собаки тратили очень много времени на то, чтобы разобраться в этом калейдоскопе запахов. Особенно сложно приходилось молодым собакам, имевшим меньше опыта, в т.ч. - двум нашим малинуа. Многие команды на этом этапе нахватали значительное количество «ложняков» - ложных обозначений, при которых кинолог не мог верно указать судье местонахождение найденного пострадавшего и вместо получения баллов за находку штрафовался. Некоторые участники соревнований на этом этапе даже могли бы уйти в минус, если бы это было возможным, но, поскольку в этот раз судьи приняли решение не минусовать набранные командой очки, меньше ноля получить было нельзя.

Наша команда, исходя из сложных и специфичных условий работы, выбрала достаточно осторожную тактику, нацеленную на то, чтобы работать на уверенность и дать минимум ложных обозначений. В принципе, нам это удалось – на все суммарные 13 найденных пострадавших у нашей команды получился только 1 «ложняк». Муха и Ли нашли на этом этапе по 4 пострадавших. Лучший результат среди всех команд показали 2 расчета из Приволжского и Северо-кавказского РЦ, нашедшие по 8 пострадавших из 10; всех не смог найти никто.

Следующим этапом у нас был лесной, на который мы выезжали в 6 утра. С одной стороны, лес был не очень сложный по проходимости, и его ширина была вполне стандартные для соревнований 100 метров (по 50 в каждую сторону от коридора, по которому мог передвигаться кинолог). С другой, зона поиска была очень длинной – чуть больше 400 метров, 8 пострадавших и всего 20 минут на поиск. В лесу местами встречались остатки разрушенных фундаментов и бетонные плиты (техноген в этом году преследовал участников соревнований на всех этапах). У большинства расчетов времени хватало только на то, чтобы пройти зону в одну сторону и если где-то что-то пропустил, то времени вернуться уже не оставалось. Для нашей команды самым тяжелым стало ожидание – из четырех привезенных в стартовый накопитель команд мы шли крайними, и ждать выхода на старт нам пришлось от 3 до 4 часов, в зависимости от порядкового номера. Отработали средне, но достаточно ровно – по 3-4 найденных, без ложняков. Лучший результат из всех показал расчет из Калининграда, нашедший 7 пострадавших, всех, также как и на техногене, не успел найти ни один расчет.

Дальше мы немного «отдыхали» - проходили этап ППЛ. Проверка послушания и ловкости проводилась по стандартным правилам, только не на оборудованной специальной площадке, а на зеленой территории среди деревьев. Их особенностей этого года – проверка отношения к выстрелу вводилась один раз для всей команды сразу (расчеты при этом шли параллельно друг другу, по команде рядом), а затем уже начинались индивидуальные испытания на снарядах и рядовости. Лучший результат среди нашей команды – у Оли с Вольтом, им не хватило всего 1,5 балла до максимально возможных 55 и 1 балла до 1 места за этап. Лучший результат на ППЛ в этом году - сразу у трех расчетов (с Камчатки, Приволжского РЦ и ПСО 207) – 54,5 балла.

Ну и конечно, крайним был самый интересный и ожидаемый - командный этап!

В этом году он впервые шел не в отдельном зачете - его результаты приплюсовывались к зачету общекомандного первенства, поэтому он мог сильно изменить картину итоговых протоколов. В промежуточных итогах общекомандного зачета накануне командного этапа Экстремум занимал 4 позицию, 1 строчку – команда Северо-Запада, но т.к. отрыв команд друг от друга был небольшим, предстоящий командный этап обретал особый вес и ценность.

Этот этап проходил два дня - с рассвета до темноты; команды доставляли на место старта вертолетом. Весь этап был разбит на три задачи. По легенде, расчетам предстояло отыскать попавшую в беду группу туристов, состоящую в общей сложности из 10 человек, и оказать им необходимую помощь. По прибытию на место давалось 10 минут на знакомство с картой (роль которой выполнял спутниковый снимок) и забивание контрольных точек в навигаторы. Дальше этап делился на 3 блока – на каждый давалось отдельное контрольное время, превышение которого вело к уменьшению времени на следующий блок, а сэкономленное время приносило команде бонусные баллы и давало возможность на следующих задачах его использовать. При этом давалось и сквозное контрольное время - 2,5 часа. Кроме нахождения пострадавших, баллы можно было получить за успешное прохождение отдельных блоков, технических и специальных задач.

Первый блок, на которую давалось 30 минут - «переправа». В него входило перебраться через небольшую речку на лодке и обыскать квадрат леса 300 на 300 метров, в зоне находилось 3 пострадавших. Зона поиска представляла собой участок берега реки с крутым подъемом по травяному склону, лесом и зарослями камыша вдоль воды. В этой зоне мы нашли всех троих (некоторых даже по два раза разными собаками) и при этом еще сэкономили 6 минут времени.

Следующей задачей была «скала» - зона поиска примерно 300 на 150 метров также с 3 пострадавшими. Часть зоны находилось наверху на скале, куда должны были забраться два кинологических расчета, и только после этого можно было обыскивать верхнюю зону поиска. При обнаружении пострадавшего наверху, надо было по троллею спустить готовые носилки с условным пострадавшим (манекеном), спустить собак и затем спуститься спасателям, забрав с собой все снаряжение. Осложнялся поиск тем, что было неизвестно, сколько из 3 пострадавших находится наверху, а сколько внизу. На все, включая подход к скале, давался час времени, которого было довольно мало для поставленной задачи. Первый спасатель по условиям этапа должен был подняться по скале в обозначенном коридоре свободным лазанием с судейской страховкой и затем самостоятельно организовать подъем и страховку напарника и собак. Двое оставались работать внизу - обыскивать местность вокруг скалы, натягивать троллей и участвовать в подъеме и спуске собак и носилок. В процессе работы из-за нехватки времени мы приняли решение выполнять только высотную часть задачи – подъем-спуск спасателей, собак и носилок с манекеном. Эту часть работы мы выполнили успешно, но вот поискать наверху никого не успели (собак только подняли и сразу же спустили, даже не отправляя на поиск). В результате на этом этапе мы выполнили только техническую часть, получив за это баллы, но ни одного из пострадавших не нашли.

Третьим блоком была задача под кодовым названием «брод». Поисковая зона на этот раз была самой большой - 300 на 1400 метров; в ней опять находились 3 пострадавших. Лес тут был самым сложным из того, что мы видели на этих соревнованиях - сильно зарос и местами был практически непроходим из-за густого подлеска, кустарника и ползучей травы типа вьюнка. Зона поисков шла вокруг дороги и с дальней стороны ограничивалась рекой. Там был остров, на котором находился еще один, четвертый пострадавший. Пострадавший на острове был самым сложным - туда надо было выслать собаку, самому оставаясь на берегу. Расстояние до острова было порядка 30 метров. Контрольное время на весь блок, включая остров – 1 час, и останавливалось оно в тот момент, когда команда заканчивала работу и в полном составе переправлялась вброд через реку на другой берег. Дополнительной подсказкой на этом этапе был пеленг сотового телефона одного из пропавших «туристов» - координаты вышки сотовой связи, азимут и примерное расстояние до сигнала. Пеленг нам не особо пригодился - тот в момент, когда мы высчитали местоположение этого пострадавшего, его как раз уже и так нашла Гера.

В результате на этом блоке наша команда нашла всех трех пострадавших в большой и сложной по перемещению лесной зоне, а вот остров нам не дался. И Муха и Вольт честно пытались переплыть на остров, но река в этом месте была с очень сильным течением, наши собаки не привыкли к такому и пугались, когда их начинало сильно сносить, и в результате разворачивались и плыли обратно. В самом конце Вольт все-таки доплыл до острова, но времени уже не оставалось, мы торопились, и он приплыл обратно. В КВ на этом этапе мы уложились на пределе времени –на последних минутах. Реку переходили вброд с «гимнастической» страховкой – парами, опираясь друг на друга, чтобы течением не сбивало с ног.

Конечно, нам было досадно, что во втором блоке мы не успели никого поискать, но те две зоны, которые относятся к тому, чем мы занимаемся – к поиску пострадавших в природной среде, к прочесу местности - мы прошли очень хорошо. Так что закончили работу на командном этапе мы в довольно бодром расположении духа. Мы прошли все этапы, сделали все, что от нас зависело, и оставалось только отдыхать и ждать завершения работы других команд и подведения итогов.

В итоговом общекомандном зачете команда ПСО «Экстремум» на 6 месте из 21. На первом месте – команда Северо-Западного РЦ, на втором – Приволжский РЦ, на третьем – Северо-Кавказский РЦ. Мы, кстати, были единственной на соревнованиях полностью женской командой 

В личном зачете: Лера с Мухой – 5 место (плюс 1 место на этапе ночного поиска), Зоя с Ли – 13 место, Оля с Вольтом – 30 место (из 83). Более подробно результаты можно посмотреть в итоговых протоколах.

Хочется сказать огромное спасибо организаторам соревнований за великолепные, сложные и интересные этапы, судьям – за очень корректную, лояльную работу, а «соперникам» – за отличную компанию! Было здорово вновь увидеть коллег и друзей из самых разных уголков нашей страны, от Дальнего востока до Калининграда. Всероссийские соревнования в этом плане – не только и даже не столько спортивное мероприятие, сколько обмен ценнейшим опытом и, возможно, главное – редкая возможность увидеться с коллегами, единомышленниками и просто отличными людьми! Уезжать, как всегда, было грустно. До следующих встреч, друзья!



































































































































































Другие Новости

ЗИМНИЕ КИНОЛОГИЧЕСКИЕ СБОРЫ "-Марс отработал, готовится Гарри!" - раздается

16 января 2025

ЗИМНИЕ КИНОЛОГИЧЕСКИЕ СБОРЫ "-Марс отработал, готовится Гарри!" - раздается в рации голос инструктора, и следующий кинологический расчёт выдвигается

ЛЮДИ-ЛЕЙКОЦИТЫ Завершить публикации про работы в Анапе хочется снова текстом

14 января 2025

ЛЮДИ-ЛЕЙКОЦИТЫ Завершить публикации про работы в Анапе хочется снова текстом спасателя ПСО "Экстремум" Татьяны Скородумовой. Лучше Тани никто не опише

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ В АНАПЕ 15 декабря в Керченском проливе потерпели

9 января 2025

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ В АНАПЕ 15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, перевозившие груз с нефтепродуктами. Случилась экологичес

Работа в Анапе продолжается. Все группы работают по задачам штаба как

5 января 2025

Работа в Анапе продолжается. Все группы работают по задачам штаба как в полях, так и на отмывке птиц. Хватает всем...